На что необходимо обратить свое внимание при выборе видеокарты.

Всем любителям видеоигр давно не секрет, что ключом к великолепной графике любимых 3D игр, является видеокарта – первое по важности составное игрового компьютера. Рендеринг, анизотропная фильтрация, антиалиасинг, разрешение экрана, детализация, сглаживание – все это являются графическими настройками игр, которые напрямую зависят от производительности графического адаптера. И если Вы обратили внимание, что новый хит 3D шутера или новое обновление любимой online-игры стал подтормаживать, необходимо задуматься о выборе нового, более современного инструмента «оружия».

Так как графический адаптер является одним из самых дорогих элементов игрового ПК, а с финансами в наше время всегда туго, мы постараемся, опираясь на наш опыт, описать ключевые моменты при выборе достойного варианта при малых затратах.

И так, что Вам необходимо знать и на что требуется обратить внимание.

Графический адаптер ( Видеокарта, графическая плата, графическая карта, видеоадаптер) электронное устройство, преобразующее графический образ, хранящийся, как содержимое памяти компьютера (или самого адаптера), в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора. Первые мониторы, построенные на электронно-лучевых трубках, работали по телевизионному принципу сканирования экрана электронным лучом, и для отображения требовался видеосигнал, генерируемый видеокартой (взято из Википедии). Но так было раньше, сейчас видеокарта представляет собой устройство с графическим процессором (ускорителем) который формирует своего рода графический образ.

Виды графических адаптеров:

- интегрированные (встроенные) – видеочип встроен в материнскую плату, обычно используется в бюджетных вариантах ноутбуков и офисных системах блоков. Так же два основных конкурентов  производства процессоров (Intel и AMD) в последних своих детищах начали использовать встраиваемое графическое ядро.

- дискретные – видеоадаптеры  отдельно подключаемые в разъем расширения на материнской плате.

Мы будем рассматривать второй вариант, дискретные видеоадаптеры, так как именно он приносят нам наслаждение от выстрела из оружия, полета на мафическом драконе или поездке на дорогущем авто.

Что необходимо знать:

- Слоты расширения AGP и PCI-Express в чем принципиальное отличие

           -  AGP           -  PCI Express 1.0 и 2.0

- Основные особенности и технические характеристики графических адаптеров:

           - графический процессор (видеочип, GPU)

           - тактовая частота GPU

           - блоки пиксельных шейдеров

           - блоки вершинных шейдеров

           - унифицированные шейдерные блоки

           - блоки текстурирования (TMU)

           -  скорость заполнения (филлрейт)

           -  блоки операций растеризации (ROP)

- Оперативная память видеокарты (видеопамять)

           - объем видеопамяти

           - ширина шины памяти

           - частота видеопамяти

           - типы памяти

- Остальные характеристики

           - энергопотребление

           - система охлаждения

           - физические размеры

           - выходные разъемы видеокарты

- Основные производители видеокарт

Понимаю, это утомительно, но кто владеет информацией, то владеет миром, в данном случае сможет выбрать то, что действительно надо. Идем дальше, и так:

Слоты расширения AGP и PCI-Express в чем принципиальное отличие

При замене видеокарты, по любым причинам, Вы должны знать какой разъем для графического адаптера на Вашей материнской плате, так как новая видеокарта может не подойти физически.

AGP слот

уже морально устарел и видеокарты с таким слотом расширения встречаются уже все реже и реже, хотя наши «друзья» из страны восходящего солнца еще производят некоторые варианты таких динозавров дабы хоть как-то еще удержать от апгрейда старые офисные компьютеры. AGP (от англ. Accelerated Graphics Port -ускоренный графический порт) — разработанный в 1997 году компанией intel высокоскоростной интерфейс, служащий для соединения видеокарт с системными платами. В отличие от PCI*, которая является настоящей шиной с несколькими разъемами, AGP - высокоэффективное соединение, разработанное специально для видеоадаптера. Шина AGP предоставляет прямую связь между центральным процессором и видеочипом.

PCI разъем

PCI* (от англ. Peripheral component interconnect - взаимосвязь периферийных компонентов) — шина ввода/вывода для подключения периферийных устройств к материнской плате компьютера. (взято из Википедии). К стати совсем забыли упомянуть, что видеокарты бывают и с разъемом PCI, но они используются практически только в серверах и нас они вообще не интересуют.

Версии AGP слотов:

AGP - Х режим

Тактовая частота

Энергопотребление

Максимальная скорость передачи данных

Год выхода (версия)

X1

66 MГц

3,3 В

266 Mбайт/с

1997 (AGP 1.0)

X2

66 MГц

1,5 В / 3,3 В

532 Мбайт/с

1998 (AGP 1.0)

X4

66 MГц

1,5 В

1,06 ГБ/с

1999 (AGP 2.0)

X8

66 MГц

0,8 В

2,1 ГБ/с

2003 (AGP 3.0)

ОЧЕНЬ ВАЖНО: графические адаптеры разных версий подключаются в соответствующие им слоты расширения. Видеокарты с энергопотреблением 1,5 В, не будут работать в слотах рассчитанных на 3,3 В и наоборот. В более современных версиях материнских плат, слот AGP является универсальным, поддерживающие оба типа графических плат.

Виды AGP разъемов:

agp1.png (235×199)

 

agp2.png (240×190)

agp12.png (283×179)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

На рисунках 1,2 представлены форматы AGP карт с контактами разной совместимости. На рисунке 3 универсальный формат совместимый с AGP 1.0 и 2.0.

Некоторые видеоадаптеры, например NVIDIA GeForce 6 серии и ATI X800, снабжены ключами на разъемах, не позволяющими установить их в старые системные платы без поддержки 1.5 В.

Производители материнских плат, в период эволюции AGP слота в слот PCI Express (PCI-E)  выпускали модели с поддержкой обоих интерфейсов расширения.

Материнская плата с поддержкой AGP и PCI Express

PCI Express 1.0, 2.0 и 3.0

Современный, самый распространенный и наиболее эксплуатированный графический слот расширения в наши дни.

PCI Express  (PCIe, или PCI-E) — компьютерная шина, использующая программную модель шины PCI и высокопроизводительный физический протокол, основанный в отличие от AGP на последовательной передаче данных. Соединение между двумя устройствами PCI Express называется link, и состоит из одного (называемого 1x) или нескольких (x2, x4, x8, x12, x16 и x32) двунаправленных последовательных соединений lane (линия). Каждое устройство должно поддерживать соединение x1. Последовательный интерфейс позволяет уменьшить число контактов и увеличить пропускную способность, благодаря возможности сложения нескольких одиночных линий в один канал. PCI-E пропускает данные на одну линию со скоростью в 250 Мбайт/с, что практически  равно скорости AGP x1, а PCI-E слот с 8 рабочими линиями примерно равен быстрейшей версии AGP х8. Слотами PCI-E поддерживается максимально 32 линии, что дает пропускную способность 8 ГБ/с. Еще больше впечатляет возможность PCI-E - одновременная передача на высокой скорости в обоих направлениях. К примеру, PCI-E x16, применяемый для видеокарт и работающий с 16 линиями, обеспечивает пропускную способность до 4 ГБ/с в каждом направлении.

250 Мбайт/с х 16 линий передачи = 4 ГБ/с

Несмотря на то, что соединение между двумя PCI-E устройствами иногда собирается из нескольких линий, все устройства поддерживают одиночную линию, как минимум, но опционально могут работать с большим их количеством. Физически карты расширения PCI-E входят и работают нормально в любых слотах с равным или большим количеством линий, так, PCI Express x1 карта будет спокойно работать в x4 и x16 разъемах. Также, слот физически большего размера может работать с логически меньшим количеством линий (например, на вид обычный x16 разъем, но доступны лишь 8 линий). В любом из приведенных вариантов, PCI-E сам выбирает оптимально возможный режим, и будет функционировать без проблем. 

Чаще всего для графических адаптеров используются разъемы x16, но есть платы и с x1 разъемами. И не малая доля материнских  плат с двумя слотами PCI-E x16, работает в режиме x8 для создания SLI и CrossFire систем. Физически другие варианты слотов, такие как x4, для видеокарт не используются. Всё это относится только к физическому уровню, попадаются и системные платы с физическими PCI-E x16 разъемами, но в реальности с разведенными 8, 4 или даже 1 каналами. И любые видеокарты, рассчитанные на 16 каналов, работать в таких слотах будут, но с меньшей производительностью.

PCI-E отличается не только пропускной способностью, но и новыми возможностями по энергопотреблению. Эта необходимость возникла потому, что по слоту AGP 8x (версия 3.0) можно передать чуть больше 40 Вт в сумме, а этого было недостаточно видеокартам последнего поколений, рассчитанных для AGP, на которых устанавливали по одному или двум стандартным четырехконтактным разъемам питания (например NVIDIA GeForce 6800 Ultra). По разъему PCI-E можно передавать до 75 Вт, а дополнительные 75 Вт получают по стандартному шестиконтактному разъему питания (6-pin).  В топовых видеокарта с двумя графическим процессорами и не только,  используются два такими разъема, что в сумме дает до 225 Вт. (Например NVIDIA GTX8800 Ultra)

PCI Express 2.0

Группа PCI-SIG выпустила спецификацию PCI Express 2.0 15 января 2007 года. Вторая версия PCIe вдвое увеличила максимальную пропускную способность одного соединения lane до 5 Гбит/с, так что разъем x16 позволяет передавать данные на скорости до 8 ГБ/с в каждом направлении.

Необходимо знать, что PCI Express 2.0 совместим с PCI Express 1.1, старые карты расширения нормально работают в новых системных платах, а новые карты в старых материнских платах со слотами PCIe 1.х. Спецификация PCIe 2.0 поддерживает как 2.5 Гб/с, так и 5 Гб/с скорости передачи, это сделано для обеспечения обратной совместимости с существующими PCIe 1.0 и 1.1 решениями. Обратная совместимость PCI Express 2.0 позволяет использовать прошлые решения с 2.5 Гб/с в 5.0 Гб/с слотах, которые просто будут работать на меньшей скорости. А устройство, разработанное по спецификациям версии 2.0, может поддерживать 2.5 Гб/с и/или 5 Гб/с скорости. Хотя не очень частые случаи несовместимости всё же встречаются, иногда помогает обновление BIOS.

Самым главным отличием и новшеством в PCI Express 2.0 — это удвоенная до 5 Гб/с скорость, но это не единственное изменение, есть и другие нововведения для увеличения гибкости, новые механизмы для программного управления скоростью соединений и т.п. Нас больше всего интересуют изменения, связанные с электропитанием устройств, так как требования видеокарт к электропитанию неуклонно растут.

Для PCI Express 2 в PCI-SIG разработали новую спецификацию для обеспечения увеличивающегося энергопотребления графических карт, она расширяет текущие возможности энергоснабжения до 225/300 Вт на видеокарту. Для поддержки этой спецификации используется новый 2x4-штырьковый разъем питания, предназначенный для обеспечения питанием.

PCI Express 3.0

В ноябре 2010 года были утверждены спецификации версии PCI Express 3.0. По данным PCI-SIG, первые тесты PCI Express 3.0 начнутся в 2011 году, средства для проверки совместимости для партнеров появятся лишь в середине 2011-го, а реальные устройства - только в 2012-м.

Основное отличие  между PCI Express 2.0 и PCI Express 3.0 будет заключаться в значительном увеличении максимальной пропускной способности. Мы получим удвоение этих показателей PCI Express 2.0. PCI Express 3.0 использует сигнальную скорость 8 GT/s, что даёт пропускную способность 1 Гбайт/с на линию. Таким образом, основной слот для видеокарты получит пропускную способность до 16 Гбайт/с.

На первый взгляд увеличение сигнальной скорости с 5 GT/s до 8 GT/s не кажется удвоением. Однако стандарт PCI Express 2.0 использует схему кодирования 8b/10b, где 8 бит данных передаются в виде 10-битных символов для алгоритма устранения ошибок. В итоге мы получаем 20% избыточность, то есть снижение полезной пропускной способности.

PCI Express 3.0 переходит на намного более эффективную схему кодирования 128b/130b, устраняя 20% избыточность. Поэтому 8 GT/s – это уже не "теоретическая" скорость; это фактическая скорость, сравнимая по производительности с сигнальной скоростью 10 GT/s, если бы использовался принцип кодирования 8b/10b.

А в скором будущем, мы ожидаем PCI Express 4.0. PCI Special Interest Group (PCI SIG) заявила, что PCI Express 4.0 может быть стандартизирован до 2015 года. Он будет иметь пропускную способность 16 GT/s или более, т.е. будет в два раза быстрее PCIe 3.0 (источник Википедия).

PCIe слот

Количество линий           (в каждом направлении)

Максимальная скорость передачи данных на линию            (в каждом направлении)

Чистая пропускная способность (в каждом направлении)

Тактовая частота

PCI Express 1.1 x1

1

2,5 Гбит / с

0,25 Гб / с

1,25 ГГц

PCI Express 1.1 x4

4

10 Гбит / с

1 Гб / с

1,25 ГГц

PCI Express 1.1 x8

8

20 Гбит / с

2 Гб / с

1,25 ГГц

PCI Express 1.1 x16

16

40 Гбит / с

4 Гб / с

1,25 ГГц

PCI Express 1.1 x32

32

80 Гбит / с

8 Гб / с

1,25 ГГц

PCI Express 2.0 x1

1

5 Гбит / с

0,5 ГБ / с

2,5 ГГц

PCI Express 2.0 x4

4

20 Гбит / с

2 Гб / с

2,5 ГГц

PCI Express 2.0 x8

8

40 Гбит / с

4 Гб / с

2,5 ГГц

PCI Express 2.0 x16

16

80 Гбит / с

8 Гб / с

2,5 ГГц

PCI Express 2.0 x32

32

160 Гбит / с

16 Гб / с

2,5 ГГц

PCI Express x3.0 x1

1

10 Гбит / с

1 Гб / с

4,0 ГГц

PCI Express 3.0 x4

4

40 Гбит / с

4 Гб / с

4,0 ГГц

PCI Express 3.0 x8

8

80 Гбит / с

8 Гб / с

4,0 ГГц

PCI Express 3.0 x16

16

160 Гбит / с

16 Гб / с

4,0 ГГц

PCI Express 3.0 x32

32

320 Гбит / с

32 Гб / с

4,0 ГГц

Для лучшего восприятия мы рассмотрим основные характеристики графических ускорителей на живом примере вот этой видеокарты:

Inno3D PCI-Ex GeForce GTX 650 Green Rev2 1024MB GDDR5 (128bit) (1058/5000) (2x DVI, mini HDMI) (N65G-4SDV-E5CW)

 

Графический процессор и его характеристики

Производитель GPU

NVIDIA

Графический процессор

GeForce GTX 650

Частоты ядра

1058 МГц

Техпроцесс

28  нм

Кол-во текстурных блоков

32

Видеопамять

Частота памяти

5000 МГц

Объём видеопамяти

1024 Мб

Тип видеопамяти

GDDR5

Разрядность шины памяти

128 бит

Интерфейс

Шина

PCI Express 3.0

Цифроаналоговый преобразователь

RAMDAC

400 МГц

Программный интерфейс, спецификация

DirectX

11

OpenGL

4.3

Конструктивные особенности

Дополнительная информация

Требования к системе: Блок питания мощностью 400 Вт

Система охлаждения

Активное

Дополнительное питание

да

Разрешение, выходные разъемы

Максимальное разрешение

2560 x 1600 при подключении к DVI монитору, 2048 x 1536 @ 85 Гц (при подключении к аналоговому монитору).

DVI

2

mini-HDMI

1

Дополнительные возможности

Поддержка SLI/CrossFire

Есть

Производитель видеокарты

Производитель

Inno3D

 Подробнее:  https://pcpoint.in.ua/index.php?route=product/product&path=59_88_89&product_id=139

Графический процессор

Графический процессор или GPU (GPU от англ. graphics processing unit) - отдельное устройство для работы с графической информацией. В современных видеоадаптерах применяется в качестве ускорителя трёхмерной графики.

Самый маленький микротранзистор процессора имеет размер обусловленный техпроцессом. Чем меньше размер, тем больше микротранзисторов располагается на единице площади видеочипа, т.е. чем меньше величина техпроцесса, тем лучше. Меньший размер микротранзисторов позволяет увеличить тактовую частоту, экономить на кремниевых пластинах (из которых делают видеочипы), снизить потребляемое питание и количество выделяемого тепла. Все это влияет на производительность и стоимость видеокарты. Единицей измерения техпроцесса служит мкм - микрометр или нм - нанометр (1 мкм=1000нм). В нашем примере техпроцесс равен 28 нм.

Тактовая частота графического процессора GPU

Производительность графического процессора определяется архитектурой и рабочей частотой, которая измеряется в мегагерцах (миллионах тактов в секунду). Чем больше рабочая частота ядра (частота процессора), тем больше работы он способен выполнить за единицу времени. Архитектурой графического процессора - можно назвать организацию способов реализации процессов, которые напрямую зависят от количества блоков выполнения тех или иных операций и их характеристик:

Блоки пиксельных шейдеров (или пиксельные процессоры)

Пиксельные процессоры или пиксельные шейдеры - одни из главных блоков видеочипа, выполняющие специальные программы. Количество этих блоков и их частота определяют шейдерную производительность видеокарты. Современные игры в большинстве своем ограничены производительностью исполнения пиксельных шейдеров, что делает их количество очень важным. Две модели видеокарт из одной линейки с GPU обладающими 4 и 8 блоками пиксельных шейдеров при прочих равных, будут иметь двойную разницу в скорости обработки пиксельных программ, что влечет и разницу в общей производительности. По количеству этих блоков прямо можно сравнивать процессоры лишь в пределах одной линейки от одного производителя. В остальных случаях следует поискать результаты сравнительных тестов производительности в интересующих Вас играх.

Блоки вершинных шейдеров (или вершинные процессоры)

Точно так же, как и пиксельные процессоры (см. выше) эти блоки выполняют программы шейдеров, но уже вершинных. Важность количества этих блоков не столь важна, как предыдущих, так как даже самыми требовательными играми эти блоки не загружаются полностью. При выборе видеокарты количеством этих блоков руководствоваться не стоит, если только Вам не придется сравнивать два видеоадаптера при прочих равных характеристиках.

Унифицированные шейдерные блоки (или универсальные процессоры)

Свое название универсальные процессоры получили объединив два типа выше перечисленных блоков. Унифицированные шейдерные блоки могут исполнять, как вершинные, так и пиксельные, геометрические программы. Унификация блоков шейдеров значит, что код разных шейдерных программ (вершинных, пиксельных и геометрических) универсален, и соответствующие унифицированные процессоры могут выполнить любые программы из вышеперечисленных. Соответственно, в новых архитектурах число пиксельных, вершинных и геометрических шейдерных блоков как бы сливается в одно число — количество универсальных процессоров. Унифицированную шейдерную архитектуру поддерживают графические процессоры начиная с таких серий, как: GeForce 8 серии. В рассматриваемой выше видеокарте ZOTAC GTX650 их  384 шт.

Блоки текстурирования (TMU)

Блоки текстурирования работают совместно с шейдерными процессорами всех перечисленных типов, они производят выборку и фильтрацию текстурных данных, которые требуются для построения сцены. Текстурная производительность процессора определяется количеством этих блоков, особо велико их значение при использовании трилинейной и анизотропной фильтраций (улучшении качества текстур, увеличении детализации). Обратите внимание, что в таблице описания технических характеристик рассматриваемой видеокарты, указано количество текстурных блоков.

Скорость заполнения (филлрейт)

Эта характеристика описывает скорость, с которой видеокарта способна отрисовывать пиксели. Различают пиксельную и текстурную скорость заполнения: первая - "pixel fill rate" указывает на скорость отрисовки пикселей на экране (зависит от рабочей частоты и количества блоков растеризации - ROP) , вторая - "texel rate" на скорость обработки текстур (зависит от частоты и количества текстурных блоков). Оба вида fillrate должны быть сбалансированы, так как порознь они не имеют смысла – высокая текстурная скорость заполнения при недостаточной пиксельной ничего не даст.

Блоки операций растеризации (ROP)

Эти блоки служат для записи обработанных видеокартой пикселей в буферы и для их блендинга (смешивания). Влияют на филлрейт.

Оперативная память видеокарты (видеопамять)

Видеопамятью называют оперативную память видеоадаптера служащую для хранения данных, которые используются для формирования изображения на экране монитора. Основными характеристиками видеопамяти являются: объем, ширина ее шины, рабочая частота и тип.

Объем видеопамяти

При взгляде на коробку с видеокартой, первым, что броситься в глаза, будет указание объема ее видеопамяти. Очень хороший маркетинговый ход производителей - "Больше значит лучше!". Невероятно простая истина просто заставляет неопытных пользователей покупать графические адаптеры основываясь только на объем видеопамяти и закрывать глаза на остальные характеристики. Никто же даже не спорит, что увеличение объема влияет на рост производительности графического адаптера, но до определенного предела, достигнув которого он прекращается. Примером может послужить игра с требованиями к объему видеопамяти в 512 Мб, графические данные которой видеокарта с объемом памяти 2 Гб обработает ничуть не лучше видеокарты с объемом памяти 1 Гб. Естественно, если Вы будете играть в очень требовательную игру на мониторе с большим разрешением да еще на максимально выставленных настройках, то лишний объем не повредит, но все же не стоит пренебрегать более важными параметрами памяти в угоду производителей.

Ширина шины памяти (разрядность)

Показывает сколько информации может передаваться за один такт в память и из памяти видеокарты, измеряется в битах. Современные видеокарты используют разную ширину шины: от 64 до 512 бит. Ширина шины памяти является важнейшей характеристикой, влияющей на пропускную способность памяти. Большая ширина позволяет передавать большее количество информации из видеопамяти в GPU и обратно в единицу времени, что положительно влияет на производительность в большинстве случаев.

Частота видеопамяти

Величина определяющая количество тактов за секунду, т.е число операций производимых памятью за секунду. Важная характеристика памяти, чем выше -  тем лучше. Как и ширина шины, частота влияет на пропускную способность памяти. В нашем примере она равна невероятных 5000 МГц.

Пропускная способность оперативной памяти

ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ!!!

При перемножении данных величин получается пропускная способность памяти (ПСП) , в конечном итоге именно эта величина влияет на производительность видеопамяти, поясню на примере: одна видеокарта имеет шину 128 бит и частоту памяти 1000Мгц (ПСП=128 Гбит/сек) вторая имеет 256 бит и частоту памяти 500мгц (ПСП=128 Гбит/сек) при этом производительность памяти у обоих видеокарт равна, или например видеокарта с 128 бит шиной и частотой памяти 1400мгц (ПСП=179,2 Гбит/сек) быстрее видеокарты с 256 бит и частотой памяти 600 мгц (ПСП=153,6 Гбит/сек).

Для увеличение ширины шины требуется физически распаять больше чипов памяти на видеокарте, что значительно сказывается на ее стоимости, дешевле поставить меньше чипов, которые работают на большей частоте, чем сделать шире шину дополнительно установив еще чипов. Яркий пример из бывших топовых видеокарт 8600 GTS имеет ширину шины 128 бит и частоту памяти 2000 МГц что позволяет ей тягаться с такими видеокартами как Radeon x1950pro шина 256 бит частота памяти 1380МГц и GeForce 7950 GT шина 256 бит частота памяти 1400 МГц!!!

Типы оперативной памяти

Одним из основных параметров видеокарты является оперативная память, которая бывает нескольких типов:

-  Устаревшая SDR уже не используется, поэтому и рассматривать ее не стоит.

-  Современная память GDDRх обладает скоростью передачи данных в два или четыре раза большей, чем у SDR. Отсюда и берется удвоенное или учетверенное значение частоты, т.е. при указанных 1400 МГц у памяти DDR, следует знать, что работает она на 700 МГц, а 1400 МГц всего лишь «эффективная» частота на которой должна работать SDR память, чтобы обеспечить такую же пропускную способность.

GDDR (англ. Graphics Double Data Rate)- это тип компьютерной перезаписываемой энергозависимой памяти, используемой в графических ускорителях. Отличия GDDR от DDR заключаются в устройстве и спецификациях. GDDR, согласно букве G в названии, используют в видеокартах.

Память следующего поколения GDDR2 способна работать на больших тактовых частотах и обладает увеличенной пропускной способностью, но несмотря на это, она как и GDDR уже считается устаревшей. Пришедшая им на смену GDDR3 обладает способностью работать на еще более высоких тактовых частотах, благодаря своим улучшенным характеристикам энергопотребления и тепловыделения.

GDDR4 в свою очередь, потребляет еще меньше энергии, и потому ее рабочие частоты еще выше. По производительности видеопамять четвертого поколения превосходит GDDR3 примерно вдвое. Впрочем, GDDR4 не получила широкого распространения даже у AMD(ATI). Начиная с GPU семейства RV7x0, контроллерами памяти видеокарт поддерживается новый тип памяти GDDR5, работающий на эффективно учетверённой частоте до 4 ГГц и выше (теоретически предполагается до 7 ГГц), что даёт пропускную способность до 120 ГБ/с с применением 256-битного интерфейса. Если для повышения ПСП у GDDR3/GDDR4 памяти приходилось использовать 512-битную шину, переход на использование GDDR5 позволяет увеличить производительность вдвое при меньших размерах чипов и меньшем потреблении энергии. Первые чипы поддерживают напряжение 1.5 В (в отличие от 2.0 В для GDDR3, к примеру) и предлагают скорости до 1000*4=4.0 ГГц.

На сегодняшний день GDDR5 является самой быстрой памятью.

Остальные характеристики

Энергопотребление

Современным видеокартам уже не хватает 75 Вт передаваемых им через слот PCI Express, они требуют дополнительного питания.

После перехода на интерфейс PCI Express, видеокарты для дополнительного питания стали использовать 6- и 8-конактные гнёзда питания PCIe. 4-контактный разъём питания, используемый старыми видеокартами, остался только у моделей с интерфейсом AGP.

Поскольку не все блоки питания оснащены вилками PCI Express, многие производители видеокарт вкладывают в комплект поставки соответствующие переходники. Сегодня можно найти все необходимые переходники для 6- или 8-контактных гнёзд питания.

Очень важным моментом является расчет мощности блока питания, которая необходима для нормальной работы графического ускорителя. Поэтому при ее покупке:

посмотрите на её действительное энергопотребление в ваттах под полной нагрузкой;

определите энергопотребление оставшихся компонентов и добавьте его;

в идеальном случае суммарное энергопотребление должно попадать под диапазон от 65% до 85% максимальной нагрузки блока питания

современные видеокарты в одиночку потребляют до 150-200 Вт, и они одни нуждаются в 12-18 А по линии 12 В от БП только на видеокарту, поэтому рассчитайте максимальный ток по линии 12 В и сравните его с блоком питания (ток по нескольким линиям 12 В суммируется)

Формула: ток (амперы) = мощность (ватты) / напряжение (вольты);

проверьте, что у блока питания есть все необходимые разъёмы питания для видеокарты, либо докупите переходники.

ЗАПОМНИТЕ!!!! Блок питания – это одна из самых важных составных Вашего компьютера. Не стоит экономить на нем и приобретать его надо всегда с запасом мощности!!!

С нашим ассортиментом можно ознакомиться здесь:  https://pcpoint.in.ua/index.php?route=product/category&path=59_110

Система охлаждения

С охлаждением напрямую связан вопрос шумности видеокарты. Решения NVIDIA чаще всего более тихие, чем у ATI. Впрочем, многое зависит от конкретного производителя – следует ли он референсному дизайну или нет. Пассивное охлаждение гарантирует бесшумность, но устанавливается по большей части на low-end видеокарты, т.е. не отличающиеся особой мощью. В любом случае радиатор даже самой слабой видеокарты лучше обдувать хотя бы небольшим воздушным потоком от корпусных кулеров иначе срок ее службы сокращается стразу в несколько раз. Естественно Вы станните перед выбором: либо тихо и не долго, либо с шумом, но производительней и на долго ))).

Имейте в виду что недорогие модели с активным охлаждением бывают оснащены копеечными китайскими вентиляторами, которые могут стать причиной выхода из строя видеокарты из-за перегрева. И обязательно необходимо следить за уровнем пыли в нутрии Вашего любимца. Примеры недобросовестного, я бы даже сказал халатного отношения к ПК представленный в виде фото здесь.

Физические размеры

Надо учитывать, что игровые карты чаще всего довольно большие и занимают два, а то и три слота. (NVIDIA GTX570) Бывает так, что установка видеокарты и вовсе невозможна из-за ее больших размеров плюс тесноты внутрикорпусного пространнства. Слишком длинная видеокарта может упереться в жёсткие диски или что-либо другое. Будьте готовы к тому, что после установки обновки вы не сможете добраться до некоторых разъёмов и слотов на материнской плате. Если же у Вас качественный корпус от известного бренда (Zalman, Chiefteh, Aerocool и т.д.) и компьютер собирался с прогнозированным дальнейшим апгрейдом, Вам нет за что переживать. Все должно влезть.  Если вы планируете в будущем докупить вторую видеокарту, то необходимо выяснить, поддерживается ли нужная технология (SLI или CrossFire) вашей материнской платой. Ну и про размеры тоже не надо забывать – две видеокарты практически гарантированно закроют порты SATA, разъёмы для передней панели и т.п. При использовании сдвоенных систем также нужно задуматься об охлаждении. Возможно, придётся докупить парочку вентиляторов на переднюю панель и боковую крышку или, в крайнем случае, вообще пересмотреть всю внутреннюю компоновку системы. Особенно остро встаёт вопрос размеров и охлаждения при выборе видеокарты для медиацентра или HTPC, которые обладают достаточно компактными корпусами. Здесь надо с особой тщательностью подбирать видеокарту так, чтобы она смогла разместиться в таком корпусе и не перегревалась. Обо всем этом Вас должен проконсультировать продавец, если Вы обратились к тому, кому нужно )

Выходные разъемы видеокарты

Также, при выборе видеокарты, стоит обратить внимание, на наличие тех или иных разъемов.

Рассмотрим наиболее распространенные:

D-Sub

Аналоговый D-Sub разъем (также известен как VGA выход или DB-15F)

 

 

15-контактный разъем для подключения аналоговых мониторов. Сокращение VGA расшифровывается как video graphics array (массив пикселей) или video graphics adapter (видеоадаптер). Разъем предназначен для вывода аналогового сигнала, на качество которого может влиять множество разных факторов, таких, как качество RAMDAC* и аналоговых цепей, поэтому качество получаемой картинки может отличаться на разных видеокартах. Современные видеокарты обычно используют качественные компоненты и дают четкую картинку на всех поддерживаемых разрешениях, а вот старые видеоплаты в высоких разрешениях могли давать некачественную картинку.

Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, RAMDAC — Random Access Memory Digital-to-Analog Converter) — служит для преобразования изображения, формируемого видеоконтроллером, в уровни интенсивности цвета, подаваемые на аналоговый монитор.

DVI

 

DVI (Digital Visual Interface) - спецификация интерфейса, внедренная организацией Digital Display Working Group (DDWG). По этой спецификации выполнен разъем, который может передавать как цифровые, так и аналоговые видеосигналы.

Существует три типа DVI разъемов:

DVI-D (цифровой);

DVI-A (аналоговый);

DVI-I (integrated — комбинированный или универсальный).

 

виды DVI разъемов

DVI-D — цифровое подключение без потерь качества. Предоставляет максимально качественное изображение. Чаще встречается на интегрированных видеокартах.

DVI-A — достаточно редкий тип аналогового подключения по DVI. Из-за двойного преобразования (цифрово-аналогового и аналогово-цифрового) качество изображения ухудшается и соответствует стандарту VGA подключения.

DVI-I — универсальный разъем, способный на передачу как аналогового сигнала, так и цифрового. Применяется в видеоплатах наиболее часто, он универсален и при помощи специальных переходников, идущих в комплекте поставки большинства видеокарт, к нему можно подключить и обычный аналоговый ЭЛТ-монитор с DB-15F входом. Вот как выглядят эти переходники:

 

 

 

Во всех современных видеокартах есть хотя бы один DVI выход, а чаще всего универсальных DVI-I разъема ставят по два, а D-Sub вообще отсутствуют (но их можно подключать при помощи переходников, см. выше). Для передачи цифровых данных используется или одноканальное решение DVI Single-Link, или двухканальное — Dual-Link. Формат передачи — Single-Link использует один 165 МГц TMDS передатчик, а Dual-Link — два, он удваивает пропускную способность и позволяет получать разрешения экрана выше, чем 1920x1080 и 1920x1200 на 60 Гц, поддерживая режимы очень высокого разрешения, вроде 2560x1600 и 2048x1536. Поэтому для самых крупных LCD мониторов с большим разрешением, таких, как 30" моделей, обязательно нужна видеокарта с двухканальным DVI Dual-Link выходом.

HDMI

High-Definition Multimedia Interface (HDMI) — интерфейс для мультимедиа высокой чёткости, позволяющий передавать цифровые видеоданные высокого разрешения и многоканальные цифровые аудиосигналы с защитой от копирования (англ. High Bandwidth Digital Copy Protection, HDCP).

Разъём HDMI обеспечивает цифровое DVI-соединение нескольких устройств с помощью соответствующих кабелей. Основное различие между HDMI и DVI состоит в том, что разъём HDMI меньше по размеру, а также поддерживает передачу многоканальных цифровых аудиосигналов.

Версия

Дата выпуска

Описание

1.0

Декабрь 2002

Максимальная пропускная способность интерфейса по одному проводу 4,9 Гбит/с. Поддержка видео до 165 МПикс/сек (1080p @ 60 Гц или UXGA) и 8-канального звука (192 кГц/24 бит).

1.1

Май 2004

Добавлена поддержка защиты звука, требуемая для проигрывания DVD-Audio.

1.2

Август 2005

Добавлена поддержка передачи однобитового аудиосигнала, такого, как Super Audio CD DSD;

Разработан HDMI-разъём типа A с полной поддержкой всех форматов для PC-источников и дисплеев;

Добавлена возможность для PC-источников использовать родное цветовое пространство RGB при сохранении поддержки YCbCr CE;

Установлено требование для дисплеев с HDMI 1.2 и более поздних версий поддерживать будущие низковольтные (то есть, связанные по переменному току) источники, например, основанные на базе технологии ввода/вывода PCI Express.

1.2a

Декабрь 2005

Добавлена полная поддержка всех особенностей и наборов команд протокола дистанционного управления CEC (Consumer Electronic Control).

1.3

22 июня 2006

Поднята частота синхронизации с 165 до 340 МГц, что позволяет увеличить пропускную способность интерфейса по одному проводу с 4,95 Гбит/с до 10,2 Гбит/с;

Добавлена поддержка «глубокого цвета» (deep color, 30-, 36-, 48-битный цвет, 10, 12 или 16 бит на каждый компонент RGB) в высоких разрешениях, вместо поддержки только 24-битного цвета у предыдущей версии;

Поддержка стандарта цветопередачи xvYCC;

Реализована автоматическая синхронизация видео- и аудиосигнала;

Добавлена поддержка новых форматов цифрового звука Dolby HD и DTS-HD;

Разработан новый разъём mini-HDMI (Type C) для портативных устройств — таких, как камеры;

1.4

22 мая 2009

Добавлена поддержка разрешения 4K х 2К (3840×2160 при 24/25/30 Гц и 4096×2160 при 24 Гц);

Реализована возможность создания Fast Ethernet-соединения (100 Мбит/с) (HDMI Ethernet Channel, HEC);

Реализована технология реверсивного звукового канала (ARC);

Разработан новый интерфейсный разъём для миниатюрных устройств — micro-HDMI (Type D) .

Поддержка 3D-изображения.

1.4a

4 марта 2010

Улучшена поддержка 3D-изображения

Новые обязательные режимы Side-by-Side и Top-and-Bottom для вещательного контента, в дополнение к режимам, имеющимся в спецификации 1.4. С учётом этих двух обязательных форматов, спецификация HDMI версии 1.4a обеспечивает уровень совместимости устройств, предназначеных для доставки 3D-контента через соединение HDMI.Обязательные 3D форматы:

Для фильмов (Blu-ray)

Frame Packing

1080p @ 23.98/24 Hz

Для игр

Frame Packing

720p @ 50 or 59.94/60 Hz

Для телевидения

Side-by-Side Horizontal

1080i @ 50 or 59.94/60 Hz

Top-and-Bottom

720p @ 50 or 59.94/60 Hz

1080p @ 23.97/24 Hz

Применение 3D-форматов: Дисплеи — должны поддерживать все обязательные форматы.

Коммутаторы, хабы, и т. п. — должны быть в состоянии пропускать все обязательные форматы.

Источники (Blu-ray плееры, игровые приставки, ТВ-тюнеры) — должны поддерживать, по крайней мере, один обязательный формат.

1.4b

11 октября 2011

Одной из новых функций является то, что он добавляет поддержку видео 1080p на 120 Гц.

2.0

Первая половина 2013

Ожидается, что в HDMI 2.0 будет увеличена максимальная дифференциальная передача сигналов с минимизацией перепадов уровней (TMDS) на пропускную способность канала от 3,4 Гбит/с до 6 Гбит/с, который позволит увеличить общую пропускную TMDS до 18 Гбит/с. Это позволит HDMI 2.0 поддерживать разрешение 4K со скоростью 60 кадров в секунду (FPS). Другие особенности, которые, как ожидается, для HDMI 2.0 будут включать поддержку 4:2:0 (цветовая субдискретизация), поддержку 25 кадров в секунду 3D форматов, улучшение 3D-возможностей, поддержка более чем 8 каналов аудио, поддержка HE-AAC и DRA аудио стандартов и другие дополнительные функции.

          

DisplayPort

 DisplayPort — стандарт сигнального интерфейса для цифровых дисплеев. Принят VESA (Video Electronics Standard Association) в мае 2006.

 

Обновленная версия стандарта — 1.1, появилась через год после 1.0, в 2007 году. Её нововведениями стала поддержка защиты от копирования HDCP, важная при просмотре защищенного контента с дисков Blu-ray и HD-DVD, и поддержка волоконно-оптических кабелей в дополнение к обычным медным. Последнее позволяет передавать сигнал ещё на большие расстояния без потерь в качестве. Также планируется выпуск версии 2.0, но про него пока что мало известно, кроме того, что там появится поддержка ещё больших разрешений, таких как 3840 x 2400.

Текущая версия 1.2 принята 7 января 2010.

DisplayPort предполагается к использованию в качестве наиболее современного интерфейса соединения аудио и видеоаппаратуры, в первую очередь для соединения компьютера с дисплеем, или компьютера и систем домашнего кинотеатра.

  Cуществует так же Mini-DisplayPort. Он предназначен для использования в устройствах малого форм-фактора, включая сверхтонкие ноутбуки, нетбуки, а также платы расширения с поддержкой нескольких дисплейных интерфейсов. mDP-коннектор может использоваться в качестве альтернативы стандартному DisplayPort при этом поддерживает характеристики мощности, передачи сигналов и протокол, предусмотренные в стандарте DisplayPort версии 1.1

Существуют переходники DisplayPort-to-HDMI и DisplayPort-to-DVI, а также DisplayPort-to-VGA, преобразующий цифровой сигнал в аналоговый. Даже в случае присутствия на видеокарте исключительно разъёмов DisplayPort, их можно будет подключить к любому типу монитора.

S-Video

S-Video (англ. Separate Video), раздельный видео (сигнал) — раздельные видеосигналы Y (яркость c кадровой и строчной синхронизацией, уровень сигнала — 1 вольт) и С (цветность с синхронизацией на поднесущей частоте; уровень сигнала, пик — 0,3 вольта), которые передаются по двум линиям связи.

 

 

Чаще всего они используются для вывода сигнала на телевизионные приемники, и даже на S-Video композитный сигнал зачастую получают смешиванием, что негативно влияет на качество картинки. S-Video лучше по качеству, чем композитный «тюльпан», но оба они уступают компонентному выходу YPbPr. Этот стандартный выход предусматривает три раздельных разъема типа «тюльпан» (Y, Pb и Pr), по которым передается разделенная цветовая информация. Такой разъем есть на многих мониторах и телевизорах высокого разрешения, и хотя сигнал по нему передается в аналоговой форме, по качеству он сравним с D-Sub интерфейсом. Для вывода некоторых разъемов из перечисленных в этом абзаце, производители видеокарт используют специальные переходники-разветвители.

Производители видеокарт

                                                                                                        

Первенство на современном рынке видеокарт делят два заклятых конкурента: NVIDIA и ATI (AMD).

NVIDIA Corporation — американская компания, один из крупнейших разработчиков графических ускорителей и процессоров для них, а также наборов системной логики. На рынке продукция компании известна под такими торговыми марками как GeForce, nForce, Quadro, Tesla, Ion и Tegra. Компания была основана в 1993 году. NVIDIA не имеет собственного производства и размещает заказы на мощностях других компаний, например: ASUSTeK, Gigabyte, Leadtek, Zotac.

ATI Technologies — канадская компания, разработчик и поставщик графических процессоров и чипсетов материнских плат, действовавшая с 1985 по 2006 год как самостоятельная компания, являющаяся одной из крупнейших в своей отрасли.

В 2006 году компания ATI была приобретена корпорацией AMD и перешла в ее состав как графическое подразделение AMD Graphics Products Group; продукция ATI продолжала выпускаться под прежним брендом. C конца 2010 года вся продукция выпускается под маркой AMD.

Вопрос "Видеокарта какого производителя лучше?" ответа не имеет, так как вся продукция выпускаемая ими на рынок достойная, и сравнивать их можно только на уровне конкретных моделей. Для правильного выбора советую Вам перед покупкой почитать статьи про понравившуюся модель в Интернете, посмотреть обзоры и сравнительные тесты похожих видеоадаптеров.

Отмечу, что приобретая видеоадаптер из категории high-end (самых дорогих) и mid-end (средней стоимости) Вы практически ни чем не рискуете, в отличие от приобретения в низшем ценовом диапазоне low-end, где недобросовестные производители иногда пытаются сэкономить на компонентах. Но это не аксиома и за небольшие деньги можно приобрести качественный продукт.

Следующий момент на что Вам стоит обратить внимание, это комплектация приобретаемой видеокарты. В комплектациях BOX (упакованная в коробке) Вы получите плату с инструкцией по установке, переходниками и прочим необходимым. А вот OEM комплектация (платы в антистатических пакетах) может Вас огорчить отсутствием переходников и инструкции (чаще всего это заслуга не чистых на руку продавцов) и что еще хуже видеокарта может оказаться с отличающимися от ожидаемых характеристиками, пониженными частотами и т.п.

Если Вы не планируете играть только в ультра требовательные современные игры и не располагаете большими финансовыми возможностями, то опираясь на свой личный опыт советую Вам присматривать видеоадаптер из категории mid-end. Будьте уверены, что цена на новинки неоправданно завышенная и смысла в большой переплате за возможность погонять новые топовые 3D ускорители, нет никакого смысла. В любом случае решать Вам.

Удачных покупок!